История освоения Камчатки

Эта чудесная земля была открыта русскими казаками более 300 лет назад, но россияне и сегодня мало, что знают о ней.
Еще в 15 веке русские высказывали предположение о существовании Северного морского пути из Атлантики в Тихий океан и делали попытки найти этот путь.
Первые сведения о полуострове относятся к середине 15 века. В сентябре 1648 года экспедиция Федота Алексеева и Семена Дежнева находилась в проливе между Азией и Америкой, который спустя 80 лет заново откроет Беринг. Путешественники высадились на берег, где встретили "много добре чукчей".
Позже коч Федота Алексеева, судя по сведениям, собранным экспедицией Беринга, был прибит к берегам Камчатки. Федот Алексеев был первым русским мореходом, высадившимся и зимовавшим на этом полуострове.

Заселена Камчатка была задолго до появления первых русских землепроходцев.
Много племен и народностей жило на ее суровых берегах. Коряки, эвены, алеуты, ительмены и чукчи жили в тундре, в горах, на побережье.
Изображение Камчатки впервые появилось на "печатном чертеже Сибири" 1667 г.
Спустя 30 лет приказчик Владимир Атласов во главе отряда в 120 человек отправился в поход - "для прииску новых землиц" и заложил Верхнекамчатск.
Он же доставил в Москву сведения о земле, лежавшей между рекой Колымой и Америкой. Деятельность Владимира Атласова принято считать началом освоения русскими Камчатки.

Исследования и открытия на северо-востоке России продолжались и в начале 18 века. По-разному представляли себе Камчатку в то время, по-разному изображали эти представления.
Например у Семена Ремезова на "Чертеже всех сибирских градов и земель" обозначен большой "остров Камчатка", а река Камчатка течет с материка на восток, в океан. И он же, Ремезов позже изображает Камчатку уже полуостровом, правда далеким от наших сегодняшних представлений о его конфигурации.
Еще не однажды исследователи будут считать Камчатку то островом, то полуостровом; в атласе Гомана, изданном в 1725 году, есть карта, где слева от Камчатки изображено Каспийское море.
О том, что знали сведущие русские люди о северо-востоке Азии ко времени экспедиции Беринга, можно судить по карте Сибири, составленной геодезистом Зиновьевым в 1727 году.
Северо-восточная оконечность Азии там омывается морем, куда вдаются два мыса - Нос Шалацкой (Шелагский) и Нос Анадырской, к югу от которого тянется полуостров Камчатка.
Составители и исполнители карты ясно представляли себе, что Азия на северо-востоке не соединяется ни с каким материком, то есть карта опровергала предположение Петра 1, "не сошлась ль Америка с Азией".
А поскольку открытия Беринга в проливе, носящем его имя, были сделаны позднее, в августе 1728 года, ясно, что они не могли повлиять на рисунок карты геодезиста Зиновьева.

В январе 1725 года, по указу Петра 1 была организована Первая Камчатская экспедиция, которая помимо Витуса Беринга, дала истории такие имена, как Алексей Чириков и Мартын Шпанберг.
Первая Камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-востоке Азии, и прежде всего от южных пределов Камчатки до северных берегов Чукотки. Однако доказать, что Азия и Америка разделены проливом, достоверно не удалось.
Когда 15 августа 1728 года экспедиция достигла 67 градусов 18 минут северной широты и никакой земли не удалось увидеть, Беринг решил, что задача выполнена, и приказал вернуться обратно. Иными словами, Беринг не увидел ни американского берега, ни того, что азиатский материк поворачивает к западу, то есть "превращается" в Камчатку.
По возвращению Беринг подал записку, в которой содержался проект новой экспедиции на восток Камчатки.
Беринг был истинным исследователем и почитал делом чести и патриотическим долгом довершить начатое.

Вторая Камчатская экспедиция была объявлена "самой дальней и трудной и никогда прежде не бывалой".
Задачей ее было достижение северо-западных берегов Америки, открытие морского пути в Японию, развитие в восточных и северных землях промышленности, ремесел, землепашества. Одновременно предписывалось послать "добрых и знающих людей" для "проведывания и описания" северного побережья Сибири от Оби до Камчатки.
В ходе подготовки к Экспедиции круг её задач расширялся. В конечном итоге это привело к тому, что усилиями прогрессивно мыслящих деятелей того времени Вторая Камчатская экспедиция превратилась в такое научное и политическое предприятие, которое ознаменовало целую эпоху в изучении Сибири и Дальнего Востока.

В период с 1733 по 1740 год произведены обширные исследования моряками и учеными, входившими в состав экспедиции. В мае 1741 года пакетботы "Св. Петр" и "Св. Павел", коим предстояло стать прародителями Петропавловска, подошли к устью Авачинской губы и стали ждать попутного ветра. 4 июня они вышли в море. Экспедиция шла на юго-восток….
Почти в самом начале похода непогода разделила корабли, и каждый продолжал свой путь в одиночку.
В истории географических открытий произошел один из удивительных случаев: два корабля, раздельно совершавшие плавания в течении месяца, подошли почти в один и тот же день к неведомым берегам четвертого континента, тем самым начав исследование земель, получивших впоследствии название Русской Америки (Аляски). Пакетбот "Св. Павел", которым командовал Алесей Чириков, вскоре вернулся в Петропавловскую гавань.
Судьба "Св. Петра" сложилась менее удачно. На путешественников обрушился жестокий шторм, авария, тяжелые болезни.
Высадившись на известном острове, члены экспедиции отважно боролись с голодом, холодом, цингой.
Пережив необычайно трудную зимовку, они построили из обломков пакетбота новое судно и сумели вернуться на Камчатку. Но без командора.

8 декабря 1741 года, за два часа до рассвета, скончался начальник экспедиции Витус Беринг. Командора похоронили по протестантскому обряду вблизи становища. Однако место могилы Беринга точно не известно.
Впоследствии Русско-американская компания поставили на предполагаемом месте погребения деревянный крест.
В 1892 году офицеры шхуны "Алеут" и служащие на Командорских островах установили в ограде церкви села Никольское на острове Беринга железный крест и обнесли его якорной цепью.
В 1944 году моряки Петропавловска поставили на месте могилы командора стальной крест на цементном фундаменте.
Научные и практические результаты экспедиции Беринга (особенно - Второй) неисчислимы.
Вот лишь главнейшие из них. Найден путь через Берингов пролив, описаны Камчатка, Курильские острова и северная Япония.
Чириковым и Беренгом открыта северо-западная Америка.
Крашенинниковым и Стеллером исследована Камчатка.
В этот же список входят работы Гмелина по изучению Сибири, материалы по истории Сибири, собранные Миллером.
Интересны метеорологические исследования экспедиции, они послужили импульсом к созданию постоянно действующих станций не только в России, но и на всем земном шаре.
Наконец, описаны берега Сибири от Вайгача до Анадыря - выдающийся подвиг в истории географических открытий. Это лишь краткий перечень того, что сделано в Камчатской экспедиции.
Не может не вызвать уважения такой истинно научный и комплексный подход к работе, которая проводилась два с половиной века назад.

Вторая Камчатская экспедиция увековечила на географической карте мира и в памяти людей имена многих её участников: командор Витус Беринг и президент Адмиралтейства Н.Ф.Головин, исследователи и мореходы А.И.Чириков и М.П.Шпанберг, С.Г.Малыгин и С.И.Челюскин, Х.П.Лаптев и Д.Я.Лаптев, Д.Л.Овцын и В.В.Прончищев.
Среди сподвижников Беринга были видные ученые. Имена академиков Гмелина и Миллера занимают почетное место в истории русской и мировой науки.
Самым талантливым помощником Миллера и Гмелина был Степан Петрович Крашенинников.
Имя его носят один из островов у берегов Камчатки, мыс на острове Карагинский и гора возле Кроноцкого озера на полуострове.
Он первым из натуралистов исследовал Камчатку. Четыре года Крашенинников странствовал по этому далекому краю, в одиночестве собирая материалы по его географии, этнографии, климату, истории.
На основе их он создал капитальный научный труд "Описание земли Камчатки", значение которого со временем отнюдь не утратилось.
Книга эта была читана Пушкиным и, судя по всему произвела на него немалое впечатление.
Александр Сергеевич составил довольно обширные "Заметки при чтении "Описание земли Камчатки" С.П.Крашенинникова" - последний и незаконченный литературный труд поэта.

Первооткрывателями Камчатки стали казаки Владимир Атласов, Михаил Стадухин, Иван Камчатый (возможно отсюда пошло название полуострова), мореплаватель Витус Беринг. Камчатку посещали такие известные мореплаватели, как Джеймс Кук, Чарльз Кларк, Жан Франсуа Лаперуз, Иван Крузенштерн, Василий Головин, Федор Литке.
Русский военный шлюп "Диана" направлялся в северную часть Тихого океана, чтобы составить гидрографическое описание прибрежных вод и приокеанских земель и привезти в Петропавловск и Охотск корабельное снаряжение.
У мыса Доброй Надежды его задержали англичане, и судно пробыло под арестом один год и двадцать пять дней.
Пока не свершился дерзкий маневр. 23 сентября 1809 года "Диана" обогнув Австралию и Тасманию, пришла на Камчатку.
Три года экипаж русских моряков под командованием Василия Головина занимался изучением Камчатки и североамериканских владений России. Результатом явилась книга "Замечания о Камчатке и русской Америке в 1809, 1810 и 1811 г.".
После этого Головин получил новое задание - описать Курильские и Шантарские острова и берега Татарского пролива.
И вновь его научный рейс был прерван, на этот раз японцами.
На курильском острове Кунашир группа русских моряков вместе с их капитаном была захвачена в плен, и опять потянулись долгие дни вынужденного бездействия. Впрочем, бездействие - не совсем точно.
Пытливый исследователь с пользой провел и это не самое приятное для него время.
Вышедшие в 1816 его записки о приключениях в плену у японцев вызвали большой интерес в России и за границей.
Итак, Дальний Восток, Камчатка.
Она притягивала пытливые умы, звала людей которые пеклись не столько о благе собственном, сколько радели о благе Отечеству.

Добрососедство м сердечность в отношениях, взаимовыгодность в делах - такой виделась Камчатка русскому человеку испокон веков, таким он и приходил на эту землю. Таким он и живет на этой земле.

 

Источник

<<<НАЗАД    ДАЛЕЕ>>>

Снаряжение

СНЕГОХОДЫ

Читать далее >
Дайвинг

Оборудование для дайвинга

Читать далее >

Транспорт